Logo
Новости компании
Новости

Новости

Дмитрий Борисов: «Через пять лет будут действовать на полную мощность проекты, над реализацией которых мы работаем сегодня»

Нацпрограмма развития Дальнего Востока большое внимание уделяет развитию территорий опережающего развития в регионе. Как будет развиваться первый ТОР в Республике Саха (Якутия), порталу «Твой Дальний Восток» рассказал директор управляющей компании ТОР «Якутия» Дмитрий Борисов.

Расскажите, пожалуйста, какими результатами работы ТОР «Якутия» вы лично гордитесь больше всего?

Это 10 действующих проектов, продукция которых уже вышла на рынки, ими создано более 270 рабочих мест. Могу смело предположить, что каждый житель республики хотя бы раз пользовался или имеет у себя дома продукцию резидентов ТОР «Якутия». Например, каждый якутянин знаком с белыми ПЭТ-бутылками, которые являются самой популярной тарой среди местных производителей сельскохозяйственных товаров и пищевых продуктов – все они выпущены в цехах кампании «Сахапластех». Также это стройматериалы и оборудование для сферы ЖКХ – сэндвич-панели «Теплый край», полиэтиленовые трубы «Эгопласт» и лакокрасочная продукция «Arctic Professional», которые пользуются большим спросом у строительных и подрядных организаций. Произведенные в Якутске твердотопливные котлы длительного горения «Саха Липснеле» продаются у дилеров по всей России. Экологически чистые овощи и зелень, которые выращивает и реализует круглогодичный тепличный комплекс «Саюри», поставляются в детские образовательные учреждения и продаются в магазинах Якутска.

Какие планы на ближайшие годы в соответствии с национальной программой развития Дальнего Востока? Пришлось ли синхронизировать планы ТОР или они совпадали изначально?

Они совпадали изначально, так как несколько проектов от Якутии, вошедших в национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года, реализуются резидентами ТОР «Якутия» и «Южная Якутия». К ним относится создание ювелирно-гранильного кластера «Сэйбиэм» и строительство круглогодичного тепличного комплекса «Саюри» в пригороде Якутска, а также возведение Жатайской судоверфи и грузового терминала в Нижнем Бестяхе. В документе также присутствуют крупные инвестиционные проекты угледобывающей компании «Колмар» – это горно-обогатительные комбинаты «Денисовский» и «Инаглинский» в Нерюнгринском районе.

Какой из пунктов национальной программы вам кажется самым актуальным для Якутии и почему?

Однозначно, это строительство моста через реку Лену. Это проект, который является важным фактором консолидации экономического потенциала районов Якутии, и его реализация положительно повлияет на все аспекты социального и экономического развития республики. Наличие постоянной переправы объединит железнодорожные, речные и авиационные маршруты, расположенные на разных берегах реки, что приведет к росту объема грузоперевозок и созданию непрерывного товарооборота. Помимо этого, стабилизируются пассажирские перевозки. Всё это поднимет уровень жизни, снизит цены на товары и улучшит бизнес-климат в целом.

В настоящее время из-за сезонного фактора завоза перед каждым закрытием переправы предприниматели в сферах торговли и производства Якутска и левобережных районов, в том числе и резиденты ТОР «Якутия», вынуждены создавать огромные товарные и материальные запасы. Это приводит к большим финансовым издержкам, которые отражаются на конечной стоимости товаров.

 

Какой вы видите Якутию через пару лет?

Как руководитель управляющей компании ТОР «Якутия», могу сказать, что к этому времени будут действовать на полную мощность проекты, над реализацией которых мы работаем сегодня. Все они внесут существенный вклад в развитие экономики региона.

Будет реализован масштабный проекта Жатайской судоверфи, который позволит наладить на тепрритории Крайнего Севера полный цикл сборки речных судов «под ключ» – от закладки киля до оснащения агрегатами и механизмами. Предприятие сможет выпускать до 10 судов ежегодно. Среди судоходных компаний Якутии имеется повышенный спрос на сухогрузы, нефтеналивные суда, буксиры, а также комбинированные самоходные суда и несамоходные баржи.

Грузовой терминал с железнодорожной веткой на берегу реки Лены в поселке Нижний Бестях мощностью в 2 млн тонн грузов в год станет новыми речными воротами Заполярья. Реализация позволит снизить транспортные издержки как для северного завоза, так и для остальных отправителей и получателей грузов, поскольку исчезнет необходимость в автомобильных перевозках с железной дороги до причала с дальнейшей погрузкой на речные суда.

К тому времени будет также работать круглогодичный детский оздоровительный лагерь «Полярная звезда». Он станет центральным и самым крупным объектом в системе дополнительного образования Якутии. В лагере ежегодно будут отдыхать свыше 5000 юных якутян – это максимально покроет потребности республики в оздоровлении детей.

Крупнейшие угледобывающие инвестиционные проекты в России компании «Колмар», горно-обогатительные комбинаты «Денисовский» и «Инаглинский» в Нерюнгринском районе, выйдут на полную мощность и новый уровень развития – будут добывать миллионы тонн угля, а также дадут возможность для трудоустройства нескольких тысяч человек. Специалисты будут заняты не только на добыче, но и на предприятиях, которые развернут деятельность в смежных отраслях.

Какие сложности отмечаются в настоящее время в работе ТОР в Якутии? И какая работа ведётся над их устранением?

Спад экономики из-за пандемии коронавируса негативно отразился на инвестиционной активности не только в России, но и по всему миру. В то же время мы видим, что инвесторы, вложившие свои средства в проекты, которые реализуются в рамках преференциальных режимов, продолжают сохранять активность на достаточном уровне. Кроме того, мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, которые хотят развернуть деятельность на ТОР в Республике Саха (Якутия). Будем усиливать работу с субъектами малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне, что позволит придать импульс в развитии Заполярья.

Твой Дальний Восток